1422. Музыкальные жанры

Музыкальные жанры это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. В далеком прошлом почти все музыкальные произведения были теснейшим образом связаны с бытом, их породившим. Разные виды песен, например: трудовые, игровые, обрядовые, колыбельные, хороводные, плясовые, сопровождали труд и быт народов. Издавна охотники и птицеловы играли на рожках и дудочках, искусно подражая голосам зверей и птиц. Боевая, ратная музыка воодушевляла воинов в битвах за родную землю.

Многочисленны и разнообразны вокальные жанры, связанные со словом, поэтическим текстом, звучанием человеческого голоса. К старейшим вокальным жанрам относятся различные песни.

Отличительная черта почти всякой песни многократное повторение напева. Основная мелодия может сохраняться в том же виде, но каждый раз меняющийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки. Песни исполняются певцами в сопровождении инструментов, а нередко и без аккомпанемента. Однако даже самый простой аккомпанемент усиливает выразительность песенной мелодии, ее полноту и красочность, дорисовывает образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, в песне Глинки «Жаворонок» слышится птичий щебет, в балладе «Лесной царь» Шуберта стремительная скачка коня.

Наряду с песней излюбленным жанром вокальной лирики в XIX в. стал романс произведение для певца-солиста с инструментальным сопровождением. Многие романсы сложнее песен: мелодии их бывают не только широкого, песенного склада, но и напевно-декламационными «Я не сержусь» Шумана .

В романсах можно встретить и ярко контрастное сопоставление музыкальных образов «Ночной зефир» Глинки и одноименный романс Даргомыжского , и напряженное драматическое развитие «Я помню чудное мгновенье» Глинки .

Ряд вокальных сочинений, объединенных художественным замыслом в единое целое, составляет вокальный цикл например, циклы Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» или цикл Шумана «Любовь поэта» .

Существуют вокальные произведения для двух, трех и более исполнителей. Это вокальные ансамбли дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т. д. и хоры произведения для большого певческого коллектива. Хоровые сочинения делятся на две большие группы с инструментальным или оркестровым сопровождением или без него a cappella . Широкую известность получили хоры советских композиторов Свиридова, Шебалина, Тормиса. Хоры могут входить в состав оперы, кантаты, оратории и даже симфонических произведений хор на оду Шиллера «К радости» в финале Девятой симфонии Бетховена .

Кантата довольно развернутое произведение для певцов-солистов, иногда и для хора с оркестром. Кантаты бывают лирические, повествовательные, торжественные, сочиненные в честь какой-либо юбилейной даты или общественного события. Советские композиторы создают кантаты на современные и исторические темы «Кантата к Двадцатилетию Октября» и «Александр Невский» Прокофьева, «Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича .

Оратория большое музыкально-драматическое произведение. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декорации, театральных костюмов и сценического действия «На страже мира» Прокофьева на тексты Маршака, «Патетическая оратория» Свиридова на стихи Маяковского .

Опера музыкально-драматическое произведение для театра, в котором разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением. Опера является особым, синтетическим жанром см. ст. «Оперный театр» .

Инструментальные жанры в большинстве своем развивались позже вокальных. На протяжении многих столетий они сохраняли связь с бытом средневековых городов, им было присуще прикладное, служебное значение. Музыканты сочиняли военные и охотничьи сигналы, музыку для парадов и походов, для религиозных процессий, танцы для придворных и городских балов.

Позднее, с постепенным развитием и усложнением общественной жизни, с расширением идейного кругозора людей, возникает потребность в более глубоких по содержанию музыкальных произведениях самостоятельного художественного значения. В XVII в. формируются новые виды инструментальных произведений. соната, концерт, позднее симфония. Великие немецкие композиторы Бах и Гендель, обращаясь к ритмической поступи тогдашних старинных танцев таких, как аллеманда, сарабанда, менуэт и др. , создают инструментальные и оркестровые пьесы, уже не предназначенные для
танцев.

Инструментальные жанры классической музыки образуют две группы: камерную и симфоническую.

Камерная музыка буквально «комнатная» рассчитана на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей солистом или небольшой группой музыкантов. Камерные произведения это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др. где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Одна из старейших форм инструментальной музыки, по своему происхождению связанная с народным творчеством, тема с вариациями. Вариации построены на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли-темы. Варьируются видоизменяются отдельные мелодические обороты, ритм и характер сопровождения. И таким образом, одна за другой появляются все новые вариации например, фортепианные «Шесть легких вариаций на тему швейцарской песни» Бетховена .

Другая старинная форма музыки сюита. В сюите чередуются танцы и другие пьесы, противоположные по своему характеру, темпу, ритму. Во второй половине XVIII в. контрастные последования веселых и лирических пьес для инструментальных ансамблей или оркестра получили название дивертисмент и серенада Гайдн, Моцарт . Они складываются из чередования быстрых и медленных пьес из старинных танцев в них сохраняются менуэт и жига.

В конце XVII в. в творчестве итальянских композиторов-скрипачей складывается новая музыкальная форма соната итальянское sonare «звучать» . Чаще всего раннеклассическая соната начиналась медленной величавой музыкой, за нею следовала стремительно быстрая, энергичная пьеса. И снова звучала медленная, лирически выразительная мелодия. Оживленный финал строился на ритмах народных танцев жиги или сальтареллы. Такого рода сонаты для двух скрипок и баса сочиняли Корелли, Гендель и Бах.

Классические образцы сонат для одного-двух инструментов создали во второй половине XVIII в. Гайдн и Моцарт. Их сонаты состоят из двух-трех ярко контрастных частей, отличающихся структурной законченностью. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрасте двух тем, сменяет вторая часть медленная, певучая, часто лирического характера. Завершается соната финалом музыкой в быстром темпе, но иной по характеру, чем первая часть. Иногда вместо медленной части появлялась танцевальная пьеса менуэт. Бетховен писал многие свои сонаты и в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом характерную пьесу оживленного темпа менуэт или скерцо итальянское scherzo «шутка» . Некоторые сонаты начинаются медленной музыкой например, Четырнадцатая соната Бетховена для фортепиано, известная под названием.

Симфоническая музыка в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. В ней широко используются выразительные особенности различных инструментов см. ст. «Рассказ о музыкальных инструментах» . Симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Жанры симфонической музыки разнообразны. На первом месте стоит симфония. Подобно сонате, она состоит из нескольких контрастных частей чаще всего из четырех . Их можно сравнить с главами романа или повести, с актами театральной пьесы.

Прекрасная музыка классических и лучших современных симфоний воссоздает сложный духовный мир человека, его борьбу с жизненными препятствиями, освободительное движение народных масс, мечты о счастье, красоту природы, яркие картины народного быта. Таковы симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Бородина, Глазунова, Скрябина, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Малера, Онеггера.

С симфонией во многом сходен концерт циклическое, обычно трехчастное иногда одночастное произведение для солирующего инструмента фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, трубы и др. и симфонического оркестра. Исполнение многих концертов требует от солиста высокого мастерства, виртуозности. Солист и оркестр словно бы состязаются друг с другом: оркестр то смолкает, завороженный страстностью чувства или изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то как бы перебивает его, спо

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.