1584. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Вокальная музыка

Что такое Вокальная музыка ?

Вокальная музыка древнейший из всех родов музыки. Всякая музыка, исполняемая человеческими голосами, без инструментального сопровождения или с сопровождением, играющим второстепенную роль, называется вокальною. К вокальной музыке относятся: вокализы, сольфеджио, экзерциции, речитативы, ариозо, песни, баллады, арии, ариетты, каватины, дуэты, терцеты, квартеты и более голосное совместное пение солистов, а также хоры. Из соединения мелких и крупных вокальных форм, как сольных, так и хоровых, образовались: мотеты, псалмы, мессы, обедни, кантаты, оратории, оперы и пр.

Вокальная музыка музыка, предназначенная для пения. К В. м. относят произведения для одного, нескольких или. Большая Советская энциклопедия

Аудио-записи Видео-записи Библиография Ноты Обратная связь

Мордовской народной вокальной музыке присущи три основные устойчиво сложившиеся исполнительские традиции :

— одиночное пение песен и интонирование плачей

— совместное ансамблевое, хоровое пение песен

— совместное вокально-инструментальное исполнение песен.

Своими истоками они уходят в далекое историческое прошлое, органично интегрированы в быт, обрядовые ритуалы и театрализованные празднества.

О д и н о ч н о интонируются причитания всех жанровых видов: похоронные плачи, плачи-воспоминания по умершим, свадебные причитания невесты, ее подруг и близких родственниц, рекрутские плачи, свадебные благопожелания — песни свахи, колыбельные и детские игровые песни. Стилевая специфика напевов и текстов одиночной исполнительской традиции в значительной степени определяется взаимосвязями с бытом этноса, обрядовыми и необрядовыми формами функционирования произведений. Для их подавляющей части свойственны политекстовые многотекстовые напевы р е ч и т а ц и о н н о г о и р е ч и т а ц и о н н о-п е с е н н о г о склада, характеризующиеся архаичной мелодикой нередко сходной с напевами произведений тех же жанров других финно-язычных народов , ритмикой, определяемой обычно изначальным синкретизмом слова и напева поэтические тексты изобилуют элементами, также во многом сходными с финно-угорской поэзией, аллитерациями, словоповторами и параллелизмами, тирадными строфовыми формами, образными метафорическими заменами и символикой, связанными с мифологическими концепциями этноса. Отличительной особенностью речитационных и речитационно-песенных напевов является их интонирование в различных высотно-регистровых и тембро-динамических оттенках, имеющих важное семантическое значение. Среди напевов одиночной исполнительской традиции песенного стиля, присущих преимущественно колыбельным песням и потешкам, встречаются как исторически ранние, так и весьма поздние, вплоть до заимствований 2-я половина XIX начало XX в. из русской вокальной и инструментальной музыки.

Основными жанрами с о в м е с т н о г о хорового и н т о н и р о в а н и я являются неприуроченные долгие эпические и лирические песни, песни земледельческого календаря, большая часть свадебных песен. По глубине художественного обобщения действительности, идейно-тематическому многообразию, богатству и разнообразию музыкально-поэтических образов они относятся к вершине мордовского народного музыкального искусства. В них с наибольшей яркостью выявился самобытный музыкальный стиль народа, его причастность к финно-угорским художественным традициям прошлого, многовековые связи с музыкой тюркского, славянского и других народов. Мордовская вокальная музыка совместной исполнительской формы, разнообразная по своей многоголосной стилистике, явилась центрообразующим компонентом всей традиционной музыкальной культуры народа. В ней отчетливо отложились древнейшие мелодические формы как одиночного пения, связанные со скандированием, так и инструментального музицирования специфическим бурдонированием, во многом определившим этнический звукоидеал.

Для совместного пения характерно несколько вокальных манер:

интонирование в манере н е т о р о п л и в о г о х о р о в о г о с к а з ы в а н и я морамс-кортамс — э. морамс-корхтамс — м. части мифологических песен-сказок «Мастор чачсь коесь чачсь» «Земля зародилась обычай зародился», «Литова», «Атят-бабат» «Старик со старухой», «Тюштя», «Саманька» и др.

в манере с о в м е с т н о г о э н е р г и ч н о г о с к а н д и р о в а н и я морамс-рангомс м. э. колядок, масленичных и троичных песен, закликаний дождя, бытующих с д
ревними ритуалами испрашивания благ у мифологических покровителей

в манере м я г к о г о д и н а м и ч е с к и в ы р о в н е н н о г о з в у ч а н и я хоровых голосов валанясто морамс — э. ляпоняста ювадемс — м. песен-диалогов с птицами, примет весны, семейно-бытовых баллад

в манере яркого, плотного э к с п р е с с и в н о г о звуковедения морамс-пижнемс — э. юватькшнемс — м. долгих песен Рождественского дома, свадебных величаний в форме благопожеланий, шокшанских песен, приуроченных к ледоходу.

По своему половозрастному составу и тембрам в быту мордвы различались с м е ш а н н ы е х о р о в ы е а н с а м б л и мужчин и женщин, парней и девушек, детей мальчиков и девочек , о д н о р о д н ы е х о р о в ы е а н с а м б л и женщин и девушек, по А. Вайсянену: «Frauen-Madchenchor» мужчин «Mannerchor» женщин «Frauenchor» девушек «Madchenchor» . Эти составы имели устойчивую связь с конкретными жанровыми видами песен и обрядовыми ритуалами. Хор детей пение колядок, масленичных благопожеланий мужской хор благопожеланий во время проведения мужского моляна лишмень озкс лошадиный молян девушек парявтнемат свадебных корильных величаний и т.д.

В о к а л ь н о-и н с т р у м е н т а л ь н ы е исполнительские традиции преимущественно были связаны с интонированием пазморот молебные песни на общих молянах вельозкс сельский молян . Существовали ансамбли из смешанных певческих составов и различных инструментов, главным образом, ритуальных шалмеев пувама, уфам типы волынок , нюди двойной кларнет и набора идиофонов шавома, кальцаемат, пайгонят и др.

Исполнительские традиции оказали большое влияние на современный фольклоризм, формирование стилистики мордовской профессиональной хоровой музыки. Особенно они заметны в творчестве композиторов собирателей народной музыки.

Бояркина Л.Б. Исполнительские традиции народной вокальной музыки // Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. — С.114-115.

Уровень современной изученности мордовской традиционной музыки позволяет с достаточной долей вероятности выделить в ней ряд устойчиво сложившихся ареальных стилей певческого многоголосия:

1 стиль южной и центральной группы мокши, охватывающий районы междуречья Мокши и Инсара в верхнем его течении на территории РМ, а также Мокшанский и Иссинский районы Пензенской области

2 стиль юго-западной группы мокши бассейны реки Вад и ее притоков Парца, Виндрей и Явас Зубово-Полянский, Торбеевский районы РМ, Белинский, Вадинский Пензенской области

3 стиль восточной группы эрзи бассейн реки Суры на территории РМ, а также Алатырский, Порецкий и Ибресинский районы ЧР, Сурский и Карсунский районы Ульяновской области

4 стиль северной группы эрзи сёла Большеигнатовского района, юго-восточных районов Нижегородской области Лукояновский, Гагинский, Сергачский, Шатковский , терюханские сёла обрусевшая эрзя Дальнеконстантиновского района

5 отдельные стилевые ареалы образуют многоголосные традиции каратаев РТ и шокши северо-запад РМ, Теньгушевский район без шокши Торбеевского района .

К указанным стилевым ареалам примыкают многоголосные традиции переселенцев с этнических территорий. Так, многоголосие эрзи Заволжья бассейн реки Кинель РТ, Самарская, Оренбургская области в основных своих чертах сходно с многоголосием восточной группы эрзи.

Бояркина Л.Б. Региональные традиции мордовского народного многоголосия // Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. С.279-280.

Мокша-мордовская песенная культура в наибольшей степени изучена в междуречье Мокши и Инсара, представляющем собой устойчиво сложившийся музыкально-стилевой ареал. Он охватывает мокшанские села Рузаевского, Инсарского, Ковылкинского, Старошайговского, Краснослободского районов современной республики, отличается развитой жанровой системой, многообразными исполнительскими формами, стилевой целостностью. Другие региональные традиции, сложившиеся в бассейнах рек Вад, Парца Зубово-Полянский, Атюрьевский районы РМ , нижнего течения Мокши Темниковский район РМ , некоторых районов Пензенской области Белинский, Сосновоборский район изучены в меньшей степени они представлены преимущественно неопубликованными звукозаписями 90-х гг. XX в. сделанными экспедициями НИИГН.

Наиболее многочисленной и творчески активной частью современного мокшанского музыкального фольклора являются неприуроченные лирические и лироэпические песни. а
в междуречье Мокши и Инсара и эпические песни, исполняемые группами певиц в традиционных стилях развитого бурдонного двух-, трехголосия, а в селах Рузаевского и Старошайговского районов нередко и четырехголосия. Со стороны напевов эпические и лирические песни не имеют строгого подразделения и интонируются на стилистически однородные напевы, составляя, таким образом, единый музыкальный жанр.

К древнейшему слою мокшанских эпических произведений относятся мифологические песни величального характера о «мировом древе» священной березе традиционный объект поклонения мордвы о браке чудеснорожденной девушки с небесным покровителем Громом «Васальге» о краже мифологическими существами лошадей у парня музыкальном инструменте, говорящем голосом убитой девушки, о змеях, говорящих птицах, зверях. Сюжеты, образы, мировоззренческие особенности, поэтика этих песен имеют много общего с поэзией финно-угорских народов. Значительная часть песен мифологического содержания в ареалах бассейнов рек Вад, Парца сохранилась лишь в отдельных фрагментах.

Лирические песни. исполняемые хором, составляют едва ли не самую многочисленную часть песенного фольклора мокши. Их содержание отражает широкий спектр человеческих переживаний. Присущие им архаика, повествовательность роднят их с эпическими песнями. Часть лирических песен содержит древние мотивы вещего сна мнимая смерть девушки и возрождение ее в новом качестве , любовной магии привораживание парня , ритуальной кражи символов плодородия яблоко и брачного союза колокольчик , чудесных превращений девушки в птицу и т.д. Более поздние тексты лирических песен повествуют о мечтах девушки счастливо выйти замуж, встрече и разлуке ее с парнем, о смерти парня от тоски по любимой. Большое число текстов такого рода имеет нравоучительный характер. Содержание лирических песен отразило и тяжелую жизнь женщины в патриархальной семье, безрадостную вдовью судьбу, жизнь с малолетним мужем и т.д. Для мокшанских песен в большей мере, чем для эрзянских, характерны мотивы социального протеста «Баймаконь головась» «Староста села Баймакова», «Сенькань Микитань Ульянац» «Сенькина Ульяна Никитична» и др. .

Из песен земледельческого календаря во многих селах междуречья Мокши и Инсара бытуют три вида колядок калядама морот детские, молодежные и песни пастухов песни Рождественского дома Роштува кудонь морот редко фиксируемые в других регионах мокши с полными текстами масленичные маслань морот призывы перелетных птиц и ритуальные песни-диалоги с сорокой или дятлом, вербные и троицкие песни вербань морот, троицянь морот и закликания дождя пиземонь серьгядемат . В отличие от других жанров традиционной песенности, тексты календарных песен чаще всего интонируются с двумя типами напевов архаичным многоголосием гетерофонного вида и развитым двух-, трех-, изредка четырехголосием, сформировавшимся на основе узкообъемной ангемитонной мелодики и древних форм совместного пения.

Произведения семейно-обрядовых жанров в мокшанских селах представлены групповыми свадебными благопожеланиями стирень морот девичьи песни , суронь чуфаень морот песни девушек и молодых женщин, готовящих угощения для свадебного пира , одиночными благопожеланиями свахи причитаниями невесты достаточно мало распространенными в ареале , похоронными плачами явсемат , колыбельными нюряфнема морот , интонируемыми на речитационные и речитационно-песенные напевы.

Мокшанский музыкальный фольклор, наряду с эрзянским, явился основой для формирования и развития профессиональной музыки. Из региональных его традиций в наибольшей степени в хоровом искусстве оказались использованными традиции междуречья Мокши и Инсара, бассейнов рек Вад и Парца.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред.Н.И.Бояркина. — Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. — С.181.

Песенная культура эрзянских переселенцев Среднего Заволжья . устойчиво сохраняющаяся часть устного творчества народа, обладает развитыми музыкально-стилевыми и разнообразными жанровыми видами. Распространена в селах северо-восточных районов Самарской и северо-западных Оренбургской области, юго-восточных районов Татарстана, Федоровского района Башкортостана. Первые мордовские переселенцы появились в Заволжье во 2-ой половине XVII в. Основная часть мордвы преимущественно эрзя из северо-западных районов этнической территории уезжала на новые места целыми селениями, образуя ко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.