1709. Инструментальная музыка

Распространенное утверждение о том, что инструментальная музыка и музыкальные инструменты возникли из нужды подражать голосу человека и самой природы, современная наука опровергает. Вместо этого, начиная с ХІХ ст. высказывается предположение о вероятном происхождении инструментальной музыки независимо от пения и даже до его возникновения например, так называемой физической музыке музыке неживого мира — несколько миллиардов, а биологической — около 150 млн. лет .

Первые упоминания о народных музыкальных инструментах в Украине ученые С.Грица связывают с эпохой палеолита и археологическими находками костяной флейты в стоянке Молодове в Черновицкой области и комплексе инструментов из костей мамонта — в поселке Мизинском на Черниговщине.

Об известном из древнерусских летописей и иконографических источников довольно разнообразный, так называемый, скомороский инструментарий, который с распространением христианства, особенно на московских землях, объявлен вне закона , по причинам, которые до недавнего времени не освещались в истории украинской культуры, имеем только приблизительное представление. Скажем, изображение музыкальных инструментов на фресках Софиевского собора и на украинских лубках — мамаях , или исторические сведения о бытовании их в скомороском, казацком, чумацком, опришкивском, пастушьем быту ничего не говорят ни о форме большей частью изображенную схематично или по-художественному сфантазированную , ни о конструкции, ни об образах игры, ни тем более о характере, структуре и стиле выполняемой на них музыки.

Лишь перевод исследований этноинструментознания на основательную базу источникознания работы Г.Лысенко, Г.Хоткевича, К.Квитки, И.Мациевского, Б.Яремка, В.Нолла, М.Хая, В.Кушлика, данные экспедиционно-полевых исследований современных этноорганологов младшей генерации позволит дать объективное представление о специфике функционирования, критерии традиционности или привнесенности, ареалы распространения, состояние сохранения и исследовательности инструментальной традиции в разных регионах Украины, избежать путаницы и недоразумений, вызванных советским этноинструментознанием вследствие отождествления традиционных народных музыкальных инструментов с так называемыми народно-академическими .

С отмиранием многих производственно-трудовых, родственно-бытовых, ритуально-обычных, календарно-обрядовых, военных, певче-морализаторских и других специфических жанров инструментальной музыки, постепенно отмирают и адекватные им функции народных музыкальных инструментов. Употребление их в условиях функционально несвойственной им среды на сцене, во время фестивалей, звуко- и видеозаписей и т.п. негативно отображается на характере исполняемой музыки, приводит к сужению рамок функционирования инструментов, замены естественных когда-то для них функций сугубо развлекательными, познавательными, утилитарно-изобразительными игровыми и танцевальными.

В условиях современной цивилизации приходят в упадок целые слои органичной еще до недавнего времени аутентичной инструментальной культуры: трудовые, пастушьи и календарно-обрядовые наигрывания военные сигналы и марши медитативные игры мольфаров и ворожей-целителей на дрымбе, тилинке, флояре развернутые эпические полотна- думы и целые инструментальные поэмы , выполняемые в основном для себя и для слушания широкомасштабные синтетические вокально-инструментально-танцевальные композиции. Даже наиболее современная, ближайшая к вторинно- академическим форм культуры, народно-танцевальная традиция на большей части этнической территории Украины в бытово-функциональном смысле практически прекратила свое существование.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.