2103. 3. Виды и жанры искусства. Понятие художественно-художественного стиля. Ведущие стиле классического и неклассического искусства

Искусство в силу его универсальности и многообразия делится на виды и жанры, и выяснение их особенностей волновала ученых с давних времен. Первые попытки выделить виды искусства, которые осуществили Платон и Аристотель, не выходили за рамки изучения специфики отдельных видов искусства. Целостную классификацию видов искусства предложил И.кант, но не в практической, а в сугубо теоретической плоскости. Впервые системного характера изложения взаимосвязи конкретных видов искусства от скульптуры к поэзии предоставил дескать, г.гегель в лекции Система отдельных искусств в фундамент этой системы он положил соотношение идеи и формы. После Г.Гегеля были созданы различные классификации видов искусства, среди которых на сегодняшний день не существует единственно признанных и устоявшихся подходы к ним зависят от тех задач, которые пытается решить ученый.

Разные виды искусства складывались исторически как выражение богатства проявлений действительности и индивидуальных особенностей ее восприятия человеком. Выделяя какой-либо вид искусства, принимают к сведению форму и материал определенного проявления искусства, который сложился исторически, его основные функц ее и предметные классификационные единицы. Например, форме литературного творчества является единство и завершенность определенного речевого сообщения, соответственно, язык является ее материалом, оно предназначено для индивидуального причитування и восприятия на основе воображения, а в качестве ее олениць появляются его отдельные жанры: романы, рассказы, поэмы и др. В конкретных видах искусство представлено так: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, и т.д. Иногда виды искусства подают в более обобщенном варианте. вербальные словесные искусства 1 , музыкальные искусства 2 , театральные искусства 3 , пластические искусства те, что воплощают в определенный материал более-менее конкретные образы — живопись, скульптура, графика 4 , монументальные искусства комплексное торжественное искусство, как-вот архитектура, здания театров, памятные комплексы и др. 5 , условные искусства декоративные или символические 6 .

Разделение искусства на виды обусловлен несколькими факторами:

1 эстетическим богатством и разнообразием действительности

2 духовным богатством эстетических потребностей и способностей человека

3 богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Поскольку множественность видов искусства позволяет эстетически более-менее полно осваивать мир во всей его сложности и богатстве, то не существует главных и второстепенных искусств. Каждый вид имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с другими искусствами, но все они находятся в отношениях взаимного дополнения что особенно ярко проявляется в определенных видах синтетического искусства, например, в телевизионном искусстве или в определенных современных инсталляциях . Коснемся кратко характеристик основных видов искусства.

Архитектура как вид искусства проявляет себя как формирование действительности по законам красоты при создании зданий, архитектурных комплексов, монументов, ландшафтных сооружений, промышленных и спортивных сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и помещениях различного назначения. Архитектура создает отграничен от природы утилитарно-художественный мир, что противостоит стихийном среде и позволяет людям использовать олюднений пространство в соответствии с их материальных и духовных потребностей. Архитектурный образ выражает не только назначение здания мы легко можем отличить храм от обычного жилья , но и художественную концепцию мира и человека, даже сущность своей эпохи. Архитектура — это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Однако архитектура как искусство вовсе не является обязательным для решения практических задач, например, защиты человека от природных бедствий. В основе архитектурного образа лежат определенные фундаментальные схемы человеческого упорядочения пространства: отделение порядке от хаоса, вертикального измерения или напрямую от горизонтального, внедрение ритмов и циклов определенной размерности, и др. Архитектура как вид искусства является пространс
твенной и статичной. Художественный образ здесь создается при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, декора, связи с окружающим пейзажем, то есть с помощью специфически выразительных средств. Архитектура — это ярко историческое явление, то есть разные исторические эпохи представлены здесь в достаточно отличных художественно-архитектурных формах и решениях. Архитектура и искусство, и инженерия, и строительство, что требует огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, однако архитектурные достопримечательности переживают вика. Еще в давние времена архитектура вступала во взаимодействие со скульптурой, живописью, мозаикой, иконой, различными видами декоративной отделки, превращаясь на монументальное искусство.

Прикладное бытовое искусство — это художественное оформление вещей, которые окружают и обслуживают нас, обставляют наш быт, создают душевный уют. С давних времен люди, в меру развития эстетического вкуса, создавали бытовые вещи не только полезными, но и прекрасными, такими, что выражают определенный стиль художественного освоения действительности, который подчеркивает и выражает их назначения, несет обобщенную информацию об образе жизни, эпоху, о мировоззрение и жизненные приоритеты народа. Эстетическая выразительность прикладного искусства действует на человека ежедневно и в этом заключается его важность и незаменимость. Произведения прикладного искусства могут подниматься к вершинам искусства, а некоторые направления прикладного искусства исторически приобрели характер отдельных видов искусства имеются в виду конструирования одежды, ювелирное искусство, изделия из стекла, определенные виды керамических изделий и др. Существует точка зрения, согласно которой то, что мы сегодня называем прикладным искусством, предшествовало всем развитым позже направлениям творческой деятельности. Прикладное искусство является национальным по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности, мировоззренческих и религиозных представлений и быта.

Декоративное искусство — эстетическое освоение окружающей человека среды, художественное оформление созданной человеком второй природы : зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка, ограждение, витражное окно, светильник, расписанные стены. Довольно часто произведения декоративного искусства почти сливаются с предметами прикладного искусства, с оформлением зданий, вступая в синтез с архитектурой. Декоративное искусство впитывает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.

Живопись — изображение красками красителями на плоскости предметов и явлений реального мира, превращенных творческим воображением художника. Влияние живописи базируется на наиболее эффективном эстетическом чувстве — чувстве цвета, превращая его в один из важнейших средств художественного освоения мира. Основным изобразительным и эстетическим средством живописи является система цветовых сочетаний колорит . Эффект живописи обусловлен тем, что он ярко, выразительно, красочно передает явления и события, которые зачастую не доступны прямому наблюдению например, батальные сцены, исторические события . Однако ему присуща такая черта, которую в то же время можно рассматривать как его и порок, и преимущество: он фиксирует действительность в мгновение, которая дальше уже не меняется. Ясно, что этот момент является достаточно условным, поскольку в реальности все плывет и изменяется во времени. Живопись разделяют на монументальная и станковая. Основными его жанрами являются пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д. Современный или авангардный живопись существенно отличается от классического, поскольку отказывается от натуралистических форм действительности, от ее наглядных проявлений. Такой живопись имеет целый ряд направлений, которые требуют той или иной степени умения подходить к действительности концептуально, то есть умение воспринимать действительность через определенные ментальные конструкции.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве основных изобразительных средств контурную линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения она делится на станковую, прикладную и печатную: рисунок, гравюра, литография, офорт, иллюстрация, карикатура и т.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.