На протяжении многих лет я часто слышал похвалы в адрес фильма Стивена Спилберга «Челюсти». И хотя на каком-то уровне я понимал, что похвала была оправдана, я никогда не считал себя обязанным смотреть этот фильм, особенно после того, как посмотрел несколько классических фильмов и в итоге был разочарован ими. Хватит ли у меня духу после просмотра «Челюстей» сказать людям, что их любимый фильм был посредственным? Учитывая это, я подошел к фильму «Челюсти» с нейтральной точкой зрения. Я понимал, что Спилберг плодовит и ответственен за многие из наших любимых фильмов, но я собирался попытаться не позволить этому повлиять на мое мнение о «Челюстях», к лучшему или к худшему. И поскольку на этой неделе в IMAX состоится повторный показ фильма «Челюсти», я решил, что сейчас самое подходящее время, чтобы наконец-то погрузиться в воды острова Эмити.
История, основанная на одноименном романе Питера Бенчли, хорошо знакома всем нам. Большая белая акула-людоед терроризирует маленький пляжный городок на восточном побережье Америки в разгар лета, и жители должны объединиться, чтобы выследить чудовище. Фильм вышел в 1975 году, и для меня, впервые посмотревшего его в 2022 году, сюрпризом стало то, как часто я болел за акулу. На самом деле было немного досадно, что акуле не удалось зловеще пережить встречу с людьми в конце истории.
Зная кое-что об истории создания акулы в фильме «Челюсти» благодаря таким документальным фильмам, как «Игра с акулами», в котором рассказывается о жизни Валери Тейлор и ее мужа — двух фанатиков акул и пары экспертов по акулам, консультировавших фильм «Челюсти», — я имел представление о последствиях «Челюстей» для морского сообщества. Вас не должно шокировать, что акула в фильме «Челюсти» вдохновила пресловутую войну с акулами. Страх, который появился в результате фильма, привел к почти навязчивой охоте на этих существ. Это неизбежно приводит к тому, что люди выступают за сохранение местной дикой природы океанов (в частности, чтобы предотвратить чрезмерную охоту на акул). Все это означает, что я не отнесся к идее охоты на акулу-людоеда, какой бы злодейской она ни была, с какой-то теплотой. Но это также не отменяет фильм, и он по-прежнему обеспечивает здоровую дозу развлечения.
Для меня это был не фильм о монстрах, в котором акула выступает в роли злодея, преследующего пляжи побережья Новой Англии, а скорее история о высокомерии и эго, в которой настоящим злодеем является, как вы уже догадались, человек. После того как местные жители городка Эмити-Айленд узнают об акуле-убийце, шеф полиции Мартин Броди (Рой Шайдер) настаивает на закрытии пляжей до того, как толпы людей приедут из другого города, чтобы насладиться празднованием Четвертого июля. Но, к сожалению, мэр города Ларри Вон (Мюррей Гамильтон) протестует. Им нужны летние доходы, поэтому он настаивает на закрытии пляжей, не веря в существование акулы. Он давит на коронера, чтобы тот изменил свое заключение, и пляжи остаются открытыми!
И тут происходит неизбежное. Солнечный день, пляж, полный людей, и хищная акула на подхвате — это катастрофа для острова Эмити. После гибели нескольких человек, в том числе маленького мальчика, на акулу начинается охота. Толпы охотников стекаются на остров Эмити с намерением убить акулу, не заботясь о том, как это отразится на местной морской экосистеме, и даже не зная, на какой вид акул они охотятся. После неудачной попытки поймать чудовище, Броуди, океанограф Мэтт Хупер (Ричард Дрейфус) и местный охотник за акулами по имени Квинт (Роберт Шоу) преследуют большую белую акулу в открытом океане.
Именно с этой охотой связаны одни из самых знаковых сцен фильма. Когда трое мужчин бороздят открытые воды в поисках акулы, атмосфера полностью меняется. Теперь они на территории акулы, и они далеко не в своей тарелке. Культовый саундтрек Джона Уильямса все так же эффективно нагнетает напряжение, даже если мы ожидаем нападения. То, как животное превращается из объекта охоты в охотника, является одним из самых ярких моментов фильма. На самом деле, то, что фильм не сдерживает ужасающую природу нападений, освежает, учитывая, как часто Голливуд склонен к уклонению от действия.
История представляет Броуди как привычную героическую фигуру. Он — человек закона, который просто пытается защитить свой город и борется с бюрократией мэра и экстремизмом Квинта и Хупера. Хотя Квинт — опытный охотник, он довольно рано заявляет, что за его помощь приходится платить высокую цену. Он жаждет наживы и хочет повесить кости большого белого на своих стенах рядом с тушами многих мертвых животных. В сочетании с тем фактом, что он был на борту USS Indianapolis, одного из кораблей, доставивших ядерную бомбу для атаки на Хиросиму, было очень приятно видеть, как его медленно поглощает зверь, которого он так нагло считал лучшим.
С другой стороны медали, любовь Хупера к океанографии меньше похожа на любовь к морской дикой природе. Напротив, это похоже на амбициозную попытку попасть на страницы журнала или научного издания в качестве первого, кто поймал одну из самых больших акул, известных человеку. Он рискует жизнью людей на корабле, пытаясь запечатлеть акулу на фото. В конце концов, если отбросить весь его интеллектуализм, и он, и Квинт — охотники за трофеями, и охотятся они ради острых ощущений, а не ради какого-то альтруизма.
В итоге, для меня «Челюсти» закончились скорее трагедией, чем триумфом. Зная, что настоящие реальные акулы не нападают на людей, если их не спровоцировать, «Челюсти» оказали значительное влияние на реальную окружающую среду, когда внушили страх поколениям людей, которые очернили животных и сделали их мишенью охотников. Даже Питер Бенчли позже заявил, что сожалеет о том, что написал «Челюсти». Автор, который впоследствии стал защитником природы, сказал: «Акулы не нападают на людей, и они, конечно, не держат зла».
В макромасштабе это демонстрирует эффективность повествования Спилберга, который поместил белую акулу в кошмары бесчисленного количества людей. В 2022 году, с учетом перспективы времени, «Челюсти» все еще остаются триллером, но, возможно, в нем немного по-другому расставлены акценты, кто прав, а кто виноват. Это, безусловно, история о белых людях и их борьбе с природой, где один пытается просто выжить, а двое других — превзойти ее, но, как это часто бывает в историях о борьбе человека с природой, победа человека над природой, как правило, со временем теряет свою актуальность. Так случилось и с «Челюстями». Невозможно болеть за людей, хотя искренность Броуди является сильным аргументом, потому что у него нет скрытых мотивов.
Как произведение кинематографа, снятое без помощи цифровых эффектов, «Челюсти» по-прежнему выдерживает испытание временем. Напряжение, эмоции, действие — все это присутствует в фильме и остается актуальным, несмотря на то, что ему уже 47 лет. Нацеленность на врожденный инстинкт выживания от нападений, особенно неизвестных, — это то, с чем человечество всегда будет бороться. Это вдохновляет все — от фильмов о зомби до историй о монстрах и космических приключениях. Таким образом, «Челюсти» остаются классикой и историей, которая постоянно развивается со временем.