Одна из последних и самых запоминающихся реплик из трилогии «Властелин колец» обращена к героям приключенческих фильмов в знак признания огромных жертв, которые они принесли. Однако с тем же успехом это можно отнести и к самим произведениям, поскольку они возвышаются над всем, что было до них, и над всем, что появилось после. Три фильма Питера Джексона — «Братство кольца», «Две башни» и «Возвращение короля» — остаются титаническим достижением в кинематографическом повествовании. Взявшись за адаптацию романов Дж. Р. Р. Толкиена, которые многие считают основополагающими произведениями, способствовавшими формированию современного жанра фэнтези, режиссер получил более чем достаточно работы. Многое могло пойти не так, поскольку исходный материал был гигантским по масштабам и многослойным по тематике. Он остается богатым текстом, чьи стремления и идеи никогда не должны подвергаться шлифовке в процессе адаптации.
В каждом фильме была не только схвачена сердцевина истории, но и воплощена в жизнь в тщательных деталях на протяжении многочасового повествования, которое является обширным и в то же время захватывающим. Дело не только в сражениях, которые замечательны сами по себе, но и в богатой характеристике всего этого. Даже при наличии множества персонажей, которые начинают вместе и разбредаются в своем путешествии по Средней Земле, фильм никогда не теряет из виду их индивидуальные сюжеты. От того, как он помещает нас вместе с друзьями Фродо (Элайджа Вуд) и Сэмом (Шон Астин) в их нелегком стремлении уничтожить кольцо, до множества моментов, когда Гэндальф (Иэн МакКеллен) привносит величественное чувство серьезности даже в самые тихие сцены, фильм оказывается фильмом, которому удается сбалансировать все эти сюжетные линии так, чтобы никто не потерялся в мешанине. Все актеры играют очень искренне и самоотверженно, создавая убедительный эмоциональный стержень зрелища. В то время как предстоящий телевизионный сериал-приквел «Властелин колец: Кольца власти», в котором будут затронуты некоторые из этих персонажей, необходимо всегда с уважением относиться к работе над оригинальными фильмами.
Хотя эффекты, конечно, выросли и изменились за десятилетия, прошедшие с момента выхода фильмов, есть причина, по которой они до сих пор сохраняют свою актуальность. Во многом это связано с тем, как практические эффекты интегрируются с цифровыми, обеспечивая, чтобы сцены, в которых герои сражаются с большими монстрами, были основаны на мире, переполненном реальностью. На каждый момент, когда мы видим ужасающее существо, приходится момент, когда мы видим, как оно влияет на человеческое лицо. Это творит чудеса, погружая нас в мир, просто чтобы увидеть, как люди, живущие в нем, становятся центральными. Все это гарантирует, что в моменты, когда вы улавливаете трещины в цифровой броне, они кажутся незначительными, практически несуществующими. Благодаря тому, что эти мелкие, но не менее важные детали становятся первостепенными, вы с головой погружаетесь в масштабные сражения. Кинематограф — это форма визуального искусства, и, если все сделано хорошо и команда людей работает на полную катушку, можно получить нечто захватывающее дух. Каждая последующая битва настолько идеально поставлена и снята, что просто поражает воображение, как им удалось создать такие всеобъемлющие последовательности, за которыми фильмы гоняются десятилетиями.
Даже если эти гигантские моменты действия замечательны, творчество в более мелких сценах остается не менее удивительным. В частности, то, как в фильмах удалось так точно использовать вынужденную перспективу, чтобы быть практически невидимым, вызывает восторг. Когда мы видим, как Гэндальф пьет чай за одним столом с Фродо, кажется, что это какой-то цифровой эффект. В конце концов, мы видим, как камера перемещается вокруг стола, и не может быть и речи о принудительной перспективе, верно? Неверно. Благодаря искусной работе и готовности экспериментировать, фильму удается обрести почти магическое качество, которое одурачивает ваши глаза так тщательно, что вы даже не замечаете, что это происходит. Это может показаться незначительной деталью в огромном мире, который создали Джексон и компания. Действительно, есть много более значительных моментов, которые, вероятно, останутся в памяти тех, кто смотрел фильм. Но именно в нюансах этих маленьких штрихов фильм по-настоящему оживает. Благодаря этому вы полностью погружаетесь в происходящее, а взрывные моменты становятся еще более впечатляющими.
Все дело в том, чтобы аккуратно собрать части воедино, и почти невозможно придумать серию, которая показала бы это в большей степени, чем эта.Все фильмы Джексона по-своему выдержаны, как прекрасное вино, благодаря преданности своему ремеслу, которая просвечивает во всем. Здесь нет ни одной скучной ноты, начиная с проникновенного начала и заканчивая довольно продолжительным финалом. В итоге фильм производит впечатление капсулы времени, в которой хранится информация о той эпохе в кинематографе, которой, возможно, уже нет. Начиная с того, что почти все съемки проходили на натуре, чтобы полностью передать огромные пейзажи, и заканчивая бескомпромиссной манерой, в которой все это так искренне разворачивается, это великолепное чудовище, которое чувствует себя живым так, как не чувствует большинство современных фильмов. Даже последующие приквелы «Хоббита» не смогли повторить величие того, что было создано в первый раз. Хотя это, безусловно, была высокая планка, по которой, вероятно, несправедливо судить даже лучшие фильмы, просто невозможно избежать того влияния, которое оказала оригинальная серия. Они поставили перед собой цель достичь того, что сейчас кажется почти невозможным — перенести на экран любимую книгу, и сделали это с такой энергией, что мало что может приблизиться к этому. Непреходящее наследие трилогии продолжает служить демонстрацией всего, что возможно в кино. Сколько бы лет ни прошло, она навсегда выдержит испытание временем.