После семилетнего перерыва в кинематографической карьере Нил ЛаБут возвращается с двумя фильмами, вышедшими в 2022 году, триллером «Из синевы» и комедией ужасов «Дом тьмы». Дом тьмы», в частности, представляет собой новый этап в плодовитой карьере ЛаБьюта, поскольку режиссер обычно не занимается ужасами. Фактически, в последний раз ЛаБут работал над фильмом ужасов в 2006 году, когда вышел непреднамеренно смехотворный ремейк «Плетеного человека» с Николасом Кейджем в главной роли. Поэтому нам всем было очень интересно посмотреть, что ЛаБут сделает с «Домом тьмы» и сможет ли фильм выйти за пределы длинной тени «Плетеного человека».
Для «Дома тьмы» ЛаБут не только написал сценарий, но и контролировал оригинальную историю, что дает предстоящему фильму значительное преимущество перед «Плетеным человеком», который должен был существовать в рамках ранее установленных ожиданий. ЛаБут также достаточно умен, чтобы использовать свой богатый драматургический опыт в «Доме тьмы», создав фильм, который развивается практически на основе одних лишь диалогов, а несколько комнат используются в качестве фона для игры персонажей в кошки-мышки. Однако, несмотря на то, что у этой комедии ужасов есть свои достоинства, «Дом тьмы» не пугает, не удивляет и даже не смешит.
Фильм «Дом тьмы» рассказывает о неудачном знакомстве на одну ночь, когда Хэп (Джастин Лонг) приводит Мину (Кейт Босворт) домой из бара. Мы видим, что Хэп не особенно заинтересован в Мине как в человеке, а только как в шикарной женщине, которая позволит ему похвастаться своей удачей перед друзьями. Чтобы достичь своей цели, Хэп будет флиртовать, лгать и искажать правду на каждом шагу во время свидания, думая только о призе, который он получит, если выиграет игру.
Мина, с другой стороны, тревожно честна и пряма, и ее намерения не всегда понятны Хэпу. Тем не менее, ослепленный похотью, Хэп готов игнорировать все тревожные сигналы, которые поднимает Мина, уверенный, что его сексуальная встреча единственное, что имеет значение в этой ночи. Зрителям с самого начала становится ясно, что Мина не так уж невинна, и что Хэп может встретить ужасную судьбу еще до окончания ночи. Начнем с того, что дом Мины это огромное поместье в отдаленном месте, с нестабильным электричеством и плохим приемом телефонной связи. Это место отвечает всем требованиям дома с привидениями, а когда Мина восхваляет тишину и темноту ночи еще до того, как пара попадает в поместье, становится ясно, что должно произойти.
ЛаБут знает, что избавился от загадки еще до того, как зрители пойдут в кинотеатры. В конце концов, «Дом тьмы» продается как фильм ужасов, который уже предупреждает зрителей о том, что ужас прячется на виду. Можно утверждать, что, отказавшись от тайны, фильм приобретает эффект темной комедии, поскольку Хэп единственный персонаж, не знающий о своем ужасном положении. Конечно, забавно наблюдать за тем, как Хэп пытается убедить всех, что он на самом деле хороший парень, в то время как его противоречия постоянно раскрываются, и он все больше похож на болвана, которым он на самом деле является. Тем не менее, этого удовольствия недостаточно, чтобы выдержать целый фильм, в большей степени потому, что больше «Дом тьмы» мало что может предложить.
Справедливости ради, ЛаБут гений в исследовании игр за власть между мужчинами и женщинами, и «Дом тьмы» прекрасно воспроизводит дискомфорт, который испытывают якобы хорошие парни, пытающиеся получить секс и при этом притворяющиеся, что поддерживают феминистскую повестку дня. Хэп пытается повторять банальные фразы, оценивая достоинства Мины как женщины, но в процессе разговора он не может избежать комментариев, которые ставят ее под сомнение за то, что она не соответствует гендерным ожиданиям. Это происходит благодаря остроумно написанному диалогу, который с точностью исполняется компетентным актерским составом, в разговоре, за которым может быть интересно наблюдать. Этот эффект усиливается благодаря режиссерской карьере ЛаБьюта, поскольку «Дом тьмы» в некоторой степени является деконструкцией «В компании мужчин», первого и, возможно, самого популярного фильма ЛаБьюта.
В фильме 1997 года «В компании мужчин» ЛаБут исследовал, как мужчины могут использовать свое привилегированное положение в обществе, чтобы играть с чувствами и желаниями женщин. За последние 25 лет многое изменилось, и хотя мы все еще далеки от того, чтобы избавиться от патриархального общества, люди, по крайней мере, более осознанно относятся к повседневным гендерным спорам. Вот почему Хэп в «Доме тьмы» не хищник, а жертва, не осознающая опасности, которой он подвергается только потому, что привык подходить к женщинам с позиции силы.
Замечательно видеть, как произведения ЛаБьюта развиваются, отражая изменения в обществе. Однако «Дом тьмы» не делает ничего нового. От недавних фильмов, таких как «Человек-невидимка» и «Готов или нет» до инди-фильмов «Титан» и «Ведьма», боли женственности раскрываются в историях, наполненных ужасом, которые эффективно передают свое послание, предлагая что-то новое и заманчивое. С другой стороны, действие «Дома тьмы» разворачивается очень предсказуемо. И хотя жуть нарастает незаметно, отдача кажется слишком шаблонной, чтобы компенсировать терпение, которое ЛаБут просит у зрителей.
Есть много причин восхищаться тем, что ЛаБут сделал с «Домом тьмы». Однако мы можем уважать фильм, но не любить его, а «Дом тьмы» горит слишком медленно, чтобы быть эффективным. Это особенно верно, поскольку все карты лежат на столе в самом начале проекции, и нет никакого фактора неожиданности, чтобы встряхнуть ситуацию, когда фильм доходит до предсказуемого конца. ЛаБут остается мастером написания диалогов, и весь актерский состав блистает в воплощении в жизнь этой очень неловкой ситуации на одну ночь. Однако даже при продолжительности 88 минут «Дом тьмы» кажется слишком длинным для того немногого, что в нем есть.